Телефоны для связи:
8-919-502-48-45
8-919-520-36-37
» » ЖИВУ ВОПРЕКИ ВСЕМУ. Аргументы и факты - ВЯТКА

ЖИВУ ВОПРЕКИ ВСЕМУ. Аргументы и факты - ВЯТКА

05 февраль 2010, Пятница
5 128
1
alt

ИЗ НЕМЕЦКОГО ПЛЕНА - В УЧИТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО

Февраль 43-го - перелом в Великой Отечественной, капитуляция фашистов под Сталинградом. Город, превращенный в руины, 600 тысяч погибших советских солдат, жизнь которых в дни битвы исчислялась сутками.
 
Осколок сталинградского снаряда до сих пор «живёт» в руке Михаила ОСТАНИНА, жителя Богородского. Бой, первый и единственный, - в памяти, которая хранит линию фронта в городской черте, смерть товарищей, исступление, в котором схватился за ручной пулемёт, отбиваясь от фашистов.
 
Больше о войне - ни слова. Та война, что шла в Сталинграде, для него закончилась - вместе с болью, разорвавшей тело. То, что было потом, теперь называют другой войной.
 
Он выжил в инвалидном лагере в Польше, под Владимир-Волынском. Хотя из 13 тысяч пленных в первую же зиму умерли почти все. Он перенёс и каторжные работы у немецких крестьян - в деревушке Эша, в глубине Германии, куда сослали остаток «волынских» инвалидов.

Повороты судьбы
Выжил вопреки здравому смыслу, говорит он сейчас. Привёл к военному атташе 900 советских пленных, которых в мае 45-го фашисты гнали к Рейну, чтобы утопить. Офицеры тогда пали духом и шли на убой, а он, рядовой, повернул их, заручившись заранее поддержкой рядовых же американцев. Домой, видно, очень хотел - так говорил потом своим, учинившим допрос. И был отправлен на родину. И не в советский лагерь прямиком, вопреки политике, а в родное Богородское - в школу.
 
И стал учителем немецкого, отличником народного образования. И в партию при этом не вступил, хотя заставляли. Не хочу быть карьеристом, сказал секретарю райкома. Да и крещёный я... Кары вопреки реалиям не последовало. Ещё бы, в 1947-м, «на октябрьские», получил разнарядку и вместе с семиклассниками по снегу, по грязи пошёл в деревню за 20 км. Там дети вместе с учителем околачивали стылый лён, собирали мёрзлый картофель. Взрослые сбегали от адской работы, а ученики Останина вытерпели и дали району нужные цифры. Иначе разговор с его руководством был бы коротким. Председатель колхоза, вспоминает Михаил Васильевич, тогда шапку снял, слёзы утёр и на колени перед нами опустился...

Ногу уговорил...
Ветеран Останин встречает гостей, выходя к калитке по снегу босиком. Во дворе у него турник. Подтягивается каждое утро, а потом обливается холодной водой. Сколько ни отговариваем, не слушается, жалуется сын Александр Михайлович. А потом переходит на шёпот, вспоминая, как отец лежал пластом, спускаясь с кровати на руках, - когда отказала перебитая осколками спина. Я её уговорил, смеётся, услышав, Михаил Васильевич.
 
И ногу уговорил, по которой прошлась шрапнель и которой врачи вынесли вердикт: резать. И даже руку уговорил, с застрявшим осколком. Ещё в плену её, мёртвую, разрабатывал. Хозяйскую дочь косой порезал, лошадь их на колючую проволоку загнал. Так мстил немцу за повешенного товарища. Это была его война, с которой вестей домой не было. Его считали погибшим.
 
Супругу он называет Дарья Ивановна. Вместе они 70 лет, а ухаживает за ней, не встающей с постели, до сих пор. Раньше вообще на руках носил, когда невыносимо страдала. Боль осталась от её войны, когда одна работала в двух деревнях за четверых, когда напустынной дороге, вожвращаясь к дочке, встретилась со стаей волков. И гнала лошадь, срываясь с саней, разбиваясь в кровь...

Дойч и коромысло
Почему немецкий-то, спрашиваю? Потому, что обидно стало за сельских ребят, которые в институты не поступали из-за незнания его, проклятого. Песнями детишек учил: возьму аккордеон да затянем хором... В институты, кстати, выпускники Останина поступали без проблем. Что там песни, он ночами сидел над учебниками, заочно окончил пединститут. При том, что температура держалась под 40, руки-ноги отказывали, и врачи, устав вызывать на плановые операции, прописали постельный режим.
 
Да, в баню, сказали, ни ногой, чтобы осколок не шевелился. Ну, выслушаю их, говорит Михаил Васильевич, а потом...в баню. Нигде больше не мог согреться, выгнать из души лагерный мороз. Так и живу наперекор. С детства. Мать коромыслом от колодца гонит, а я вёдра наполняю да окатываюсь. Моими героями были полярники. Я в море хотел. Во льды. Чтобы вся жизнь, как подвиг.
 
А вышло разве не так, спрашиваю. Вышло, говорит, как вышло.

Не на парад...
Михаила Васильевича мы на Парад Победы в Москву думаем отправить, делятся в администрации. А он отказывается: на кого Дарью Ивановну оставлю? И квартира, обещанная Президентом, ему не нужна. Хотя не раз предлагали. Зачем, откровенно недоумевает он, у меня дом (пусть в одну комнату). Мне никто ничего не должен. Я Отечеству всю жизнь благодарен. За то, что простило. Какое прощение, возмущаюсь, если 18-летний пацан попал в кровавую мясорубку? Разве в этом дело, отвечает. Жизнь была так устроена, надо понимать. И разделять: вот Сталин, а вот Родина. Ну-ка, чем возразишь? Неси лучше гармонь.
 
Старый аккордеон, привезённый из поверженной Германии, пустив поначалу «петуха», даёт первый аккорд. Про тех, кого с нами нет. И про полную чашу, которую до дна, - за Родину нашу, что навеки одна...
 
...На уроках мужества к 9 Мая дети слушают его, замирая, - ветеран, вся грудь в орденах и медалях. Учитель, который вывел в люди пол-Богородска. А после урока - дед Миша, что за шуткой не полезет в карман. Галантный джентльмен, трогательно ухаживающий за «слабым полом». Образец закалки и тренировки.
 
У него давление с утра подскочило за двести, волнуется сын, провожая нас до крыльца. Но он ведь даже виду не подаст - такой человек. Такое поколение. Бескорыстно преданное идеалам. Стойкое. Справедливое. Уходящее...
Аргументы и факты - ВЯТКА № 5 2010 г Елена ФАДЕЕВА
Обсудить
Добавить комментарий
Комментарии (1)
Прокомментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
  1. Бывший ученик Михаила Васильевича
    Бывший ученик Михаила Васильевича Гости 4 мая 2014 16:33
    Вечная память лучшему учителю БСШ! Настоящему Русскому мужику!
Мы в соцсетях
Войти через: