Священнослужители Покровской церкви с. Ухтым
Приложение № 7
Храм существовал уже в Ветхом Завете. Для прославления Бога создавались храмы, являющиеся местом собрания верующих на молитву, особенно на божественную Литургию.
Православный храм, такой, как в Ухтыме, называется церковью и отличается рядом характерных для него черт. Каждая часть церкви имеет свое название: притвор, средняя часть, алтарь, солея, амвон (центральная часть солеи). Алтарь от средней части отделяет иконостас. В алтарь могут входить только священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужении.
В церкви был иконостас – состоящая из икон, стена, отделяющая алтарь от средней /внутренней/ части церкви. Алтарь был обращен к востоку, так как, по преданию, с востока пришло спасение, с востока вместе с солнцем приходят свет и животворное тепло. Верующие же алтаря получают в таинствах священие и духовные силы.
Купол церкви символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и наше устремление к богу.
В храме было множество икон, на которых есть изображение Иисуса Христа, Божией Матери, святых и библейских событий. Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы писали краскама на доске. Перед иконами творили поклоны, возжигали свечи и фимиам. Иконы вещают о Боге и о Его присутствии. Издавна считалось, что икона, силой своей неземной красоты, ведет к познанию Бога, является источником благодатия и устремляются к изображенным на ней лицам благочестивые, молитвенные мысли. Новописанные иконы освящались.
Знак креста играет существенную роль. Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, таинства и священнодействия Православной церкви. Имеются различные формы креста: шестиконечные и восьмиконечные.
На ухтымской церкви шестиконечные кресты. Верхняя перекладка – это дощечка с надписью на трех языках; нижняя перекладка – это подпорка под ноги. Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, и во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле.
Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем уважение к Богу, свою покорность и повиновение Ему. Молящиеся складывают пальцы вместе для крестного знамения. Три пальца символизируют Пресвятую Деву, два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божество и человечество. Крестное знамение:
1. Во имя Отца – лоб 2.И сына – живот 3.И Святого – правое плечо
4.Духа – левое плечо
5.Аминь – что значит, - да будет так, – опускаем руку и склоняем голову.
Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:
1. Алтарь с престолом и жертвенником;
2. Средняя /внутренняя/ часть, предназначенная для молящихся;
3. Притвор, в древности предназначенный для оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия.
1. Во имя Отца – лоб 2.И сына – живот 3.И Святого – правое плечо
4.Духа – левое плечо
5.Аминь – что значит, - да будет так, – опускаем руку и склоняем голову.
Церковь отчасти напоминает ветхозаветный храм. В ней три части:
1. Алтарь с престолом и жертвенником;
2. Средняя /внутренняя/ часть, предназначенная для молящихся;
3. Притвор, в древности предназначенный для оглашаемых, кающихся и отлученных от причастия.
Священнослужители Покровской церкви с. Ухтым
Попы (годы служения) | Пономари | Дьяки |
1. Савва Митрофанович Вылягжанин 1703-1721 1721-1729 1729-1754 Филимонов 1754-1795 Вылягжанин 1765-1781 1778-1780 Вылягжанин 1780-1792 1793-1797 Свечников 1794-1796 Петр Онучин (временно приезжали из Ошлани) 1796 1796-1797 Левашев 1875 Чемоданов 1875-1890 1876- | Снигирев Яков | Борис Стефанович |
Приложение № 4
Выписка из метрической книги о бракосочетавшихся в Покровской церкви с. Ухтым от 12 ноября 1872 года (стр.150):
«Екатеринославской губернии Александровского уезда деревни Привом. Потомственный дворянин. Студент Технологического Санкт – Петербургского института Сергей Силыч Синегуб, православного происхождения. Первым браком.
Вятской губернии Глазовского уезда села Ухтымского Покровской церкви священника Василия Афанасьевича Чемоданова дочь девица Лариса, окончившая курсы в Вятском Епархиальном училище, православного вероисповедания.
Кто совершал таинство?
Кто совершал таинство?
Вятской губернии Малмыжского уезда села Узинского священник Афанасий Афанасьевич Чемоданов с дьяконом села Ухтымского Глазовского уезда Дмитрием Шкляевым и причетчиками Василием Любовиковым и Иоаном Архангельским.
Кто были поручители?
Пожених: Вятской губернии Орловского уезда села Иманского Алексей Александров Фирсов. Священник Михаил Голиков Визилевский.
Поневесты: Нолинского уезда села Богородского священник Василий Николаевич Сушков и мировой судья 11-го судебного мирового Глазовского участка Василий Васильев Семаких.
Подписи:
Малмыжского уезда села Узинского Вознесенской церкви священник Афанасий Афанасьевич Чемоданов
Дьяконы: Дмитрий Шкляев Василий Любовиков
Пономарь: Иван Архангельский»
Кто были поручители?
Пожених: Вятской губернии Орловского уезда села Иманского Алексей Александров Фирсов. Священник Михаил Голиков Визилевский.
Поневесты: Нолинского уезда села Богородского священник Василий Николаевич Сушков и мировой судья 11-го судебного мирового Глазовского участка Василий Васильев Семаких.
Подписи:
Малмыжского уезда села Узинского Вознесенской церкви священник Афанасий Афанасьевич Чемоданов
Дьяконы: Дмитрий Шкляев Василий Любовиков
Пономарь: Иван Архангельский»
Сочинение
«Край мой Вятский
Колабкина Анастасия Владимировна, ученица 7 класса Домашний адрес: 612472, с. Ухтым Богородского района Кировской области, Телефон: 6 91 52
Учитель Самарина Нина Алексеевна, стаж педагогической работы 40 лет, высшая квалификационная категория, Адрес школы: 612472, Кировская область, Богородский район, с. Ухтым, ул. Кирова, 5, телефон: 6 91 66
По воле судьбы уже третий год я живу в старинном селе Ухтым Богородского района. Хотя Ухтым не является моей родиной, но я полюбила его и считаю своим. Меня привлекли живописные места и покорила красивейшая природа в окрестностях села. Здесь живут замечательные люди. Здесь я нашла себе новых и верных друзей. С огромным удовольствием узнаю богатую историю села, ровесника Санкт - Петербурга.
Главной достопримечательностью Ухтыма является Покровская церковь. Жизнь многих поколений моих односельчан связана с этим местом. И хотя служба в церкви уже полтора десятка лет не идет и от былого ее величия и красоты осталось немногое, но и жизнь моего поколения также тесно связана с церковью. В селе нет ни одного жителя, который в юном возрасте не облазил бы церковь снизу доверху. Именно она всегда была местом сбора ухтымской ребятни. Сейчас это небезопасно, так как здание обветшало, крыша местами провалилась и высокие своды вот-вот обрушатся. Но несмотря ни на что, церковь для нас остается чем-то грандиозным, таинственным, влекущим к себе. Мне захотелось узнать больше об истории ухтымской церкви, ее роли в жизни нескольких поколений моих односельчан.
В нашем школьном краеведческом музее собран богатый материал по истории села и, в том числе, по ухтымской церкви.
Среди множества экспонатов музея мое внимание привлек макет Покровской церкви села Ухтым, который в прошлом году выполнил выпускник нашей школы Логинов Евгений под руководством учителя технологии Ситникова Василия Юрьевича. Авторы этого замечательного проекта, по моему мнению, совершили благородное дело, увековечили памятник архитектуры и дали возможность посетителям музея представить это грандиозное сооружение в первостепенном виде.
Среди множества экспонатов музея мое внимание привлек макет Покровской церкви села Ухтым, который в прошлом году выполнил выпускник нашей школы Логинов Евгений под руководством учителя технологии Ситникова Василия Юрьевича. Авторы этого замечательного проекта, по моему мнению, совершили благородное дело, увековечили памятник архитектуры и дали возможность посетителям музея представить это грандиозное сооружение в первостепенном виде.
Когда я увидела этот экспонат, то не могла поверить, что двести лет назад село Ухтым украшал такой замечательный архитектурный памятник. Стоя перед макетом церкви, точно воспроизводящем грандиозное архитектурное сооружение в его первоначальном виде, я долго не могла оторвать глаз от изумительной работы искусных мастеров. «Что имеем – не храним, потерявши, плачем».
Эта народная мудрость отражает наши сегодняшние чувства, указывает на позднее прозрение и раскаяние в том, что не смогли отстоять у властей, уберечь от разрухи, сохранить для своих потомков «храм пятиглавый с колоколами».
Из материалов, хранящихся в краеведческом музее школы, я узнала, что в 1703 и 1722 годах в Ухтыме были построены две деревянные церкви.
Из материалов, хранящихся в краеведческом музее школы, я узнала, что в 1703 и 1722 годах в Ухтыме были построены две деревянные церкви.
И только в 1766 году было дано разрешение на строительство каменной. Летом 1767 года началась кладка стен, здание было покрыто тесом и побелено. Стройкой руководили хлыновские мастера каменных дел Яков Батуринин и Исаак Масальский. Деньги на строительство собирали по подписным листам, поэтому можно сказать, что в грандиозной стройке принимали участие все жители ухтымского прихода.
Благодаря общим усилиям и стараниям Екатериниский придел, который, к счастию, сохранился до сих пор, приступил к службе уже в 1774 году.
Грешные люди, простые,
с натруженными руками,
свои моленья о чуде
они воплотили в камне.
с натруженными руками,
свои моленья о чуде
они воплотили в камне.
Благодаря общим усилиям и стараниям Екатериниский придел, который, к счастию, сохранился до сих пор, приступил к службе уже в 1774 году.
Главная купольная часть – Покровский придел, строилась под руководством мастера Исаака Масальского, а внутреннюю отделку выполнял Иван Перминов. Возглавлял же стройку священник Гавриил Вылегжанин, выходец из местных крестьян.
Постройка каменной колокольни было завершена в 1848 году.
В результате явился редкостный для сельской местности архитектурный памятник – пятиглавая церковь и колокольня, которые видны были из близлежащих деревень, а звон 311 – пудового колокола разносился далеко по окрестностям.
В зимнее время прихожане заходили в церковь через тамбур, довольно просторный, и там ожидали начало службы. Из тамбура через двери, украшенные мозаикой, верующие попадали в зимний отапливаемый храм. Здесь в грязное время года переодевались в специальных помещениях, «палатках», и в церковь входили уже в чистой одежде.
В результате явился редкостный для сельской местности архитектурный памятник – пятиглавая церковь и колокольня, которые видны были из близлежащих деревень, а звон 311 – пудового колокола разносился далеко по окрестностям.
Здесь …царствовало совершенство
и безупречность линий,
и окна были похожи
на золотые соты,
и невесомой казалась
чугунная вязь решеток.
и безупречность линий,
и окна были похожи
на золотые соты,
и невесомой казалась
чугунная вязь решеток.
В зимнее время прихожане заходили в церковь через тамбур, довольно просторный, и там ожидали начало службы. Из тамбура через двери, украшенные мозаикой, верующие попадали в зимний отапливаемый храм. Здесь в грязное время года переодевались в специальных помещениях, «палатках», и в церковь входили уже в чистой одежде.
Вдоль стен стояли тумбочки из темного отполированного дерева, на которые прихожане раскладывали свои подарки: скатерти, полотенца, ткань, продукты питания.
Стены в церкви были чисто выбелены. Свод храма поддерживали квадратные колонны. По всей высоте колонн шел лепной позолоченный орнамент. Такой же орнамент был и вокруг окон.
В восточной части теплого храма, слева. располагался алтарь, в эту часть храма прихожан не пускали. Здесь же у алтаря было отгорожено перилами место для певчих.
Под солнцем фрески светились
То золотым, то красным…
То золотым, то красным…
В восточной части теплого храма, слева. располагался алтарь, в эту часть храма прихожан не пускали. Здесь же у алтаря было отгорожено перилами место для певчих.
Пол в церкви был выложен квадратной каменной плиткой. Во время праздничной службы, венчания, крестин и других торжеств посередине стелили малиновую бархатную дорожку.
Церковь освещалась свечами, их выносили на больших подсвечниках.
Из зимнего храма, Екатерининского придела, можно было попасть в Покровский придел, где располагалась колокольня. Вверх вела широкая лестница. На звоннице было пятнадцать маленьких колоколов, большой /триста одиннадцать пудов/, часовой и пожарный колокол. Внизу в колокольне сидел сторож, сверху от колоколов были спущены веревки от часового и пожарного колоколов.
Внизу, в караульном помещении, стояли большие напольные часы, и сторож отбивал в колокол днем и ночью каждый час. При церкви была гостиница, где припозднившиеся прихожане могли переночевать. В подвальном помещении церкви было много подсобных помещений: кельи, покойницкая, куда на ночь уносили гроб с телом умершего.
Наверху в церкви располагалась церковно-приходская школа.
Наверху в церкви располагалась церковно-приходская школа.
Рядом с храмом были церковные склады. А с восточной стороны находилось кладбище, где хоронили священнослужителей.
Первым священником в селе Ухтым был Савва Митрофанов Вылегжанин. К его деятельности смело можно приписать заботы по устроению первого храма, по организации разбросанного на десятки верст прихода и по просвещению язычников – вотяков.
Настоятелем церкви был долгие годы священник Василий Чемоданов, человек с сильным характером, красивый, высокий, худощавый. Он был большой любитель пения и музыки, прекрасно играл на гуслях и фортепиано. Известно, что Чемоданов имел большую семью и отличался суровостью в воспитании детей.
Настоятелем церкви был долгие годы священник Василий Чемоданов, человек с сильным характером, красивый, высокий, худощавый. Он был большой любитель пения и музыки, прекрасно играл на гуслях и фортепиано. Известно, что Чемоданов имел большую семью и отличался суровостью в воспитании детей.
Дом священника находился в 200 метрах от церкви на возвышенном месте, на правом берег у реки Ухтымки. В 1900 году дом сгорел, и семья Чемодановых уехала из Ухтыма.
Ухтымская церковь была местом фиктивного брака революционерки – народницы Ларисы Васильевны Чемодановой с поэтом – народником Сергеем Силычем Синегуб. 12 ноября 1872 года состоялось венчание и свадьба, а через три дня супруги Синегуб выехали в Петербург, где Лариса продолжила работу в кружке А.Д. Кувшинской. А в январе 1873 года отправлись в Губин Угол Тверской губернии, в качестве учителей. Супруги прожили счастливую жизнь. У них была большая и дружная семья, они воспитали десять детей.
В нашем селе в то далекое время жили купцы и священники, остальное население проживало в деревнях. В Ухтыме широко отмечались четыре престольных праздника: Екатерининская, Ивановская, Рождество Христово, Покровская. И в праздничные дни, и в будни звали-манили к себе золотые купола …
Каждый раз, когда я подхожу к церкви, вновь и вновь представляю ее во всей красе, действующей.
Мысленно переносясь в начало прошлого века, вижу, как в воскресные и праздничные дни жители села Ухтым и близлежащих деревень, от мала до велика, по велению души торжественно шествуют в спасительный храм. Меня поражает и число прихожан: более девяти тысяч … Хочется оказаться вместе со всеми, поэтому пытаюсь восстановить в воображении все так, как было тогда.
Я вижу нарядно одетых женщин, строгих мужчин, почтенных стариков и счастливых детей. Они проходят через чугунные фигурные ворота церковной ограды, крестясь и низко кланяясь, неспешно заходят в сказочный, великолепный храм …
Я вижу нарядно одетых женщин, строгих мужчин, почтенных стариков и счастливых детей. Они проходят через чугунные фигурные ворота церковной ограды, крестясь и низко кланяясь, неспешно заходят в сказочный, великолепный храм …
Перед нами алтарь. Там стоит батюшка и совершает службу. Того, что находится внутри алтаря, мы не видим. Алтарь закрывает иконостас. В иконостасе мы видим три двери. Средние - царские Врата. Иконы расположены в известном порядке. На царских Вратах - Благовещение и четыре Евангелиста.
Направо - Иисус Христос, налево - Божья Матерь. На других дверях изображаются архангелы Гавриил и Михаил и первые дьяконы. Справа от иконы спасителя находится храмовая икона с изображением святой Екатерины Великомученицы, которой посвящен храм. Перед иконами стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи. И под сводами храма «звучать начинают тихо старинные песнопенья».
Покоряют и завораживают светлые и высокие своды, богатое убранство великого храма, торжественность церковного обряда… А после службы все возвращаются домой, умиротворенные, с чистой душой, светлыми мыслями и добрыми намерениями.
Так было бы, наверное, и сейчас, если бы в 30-е годы прошлого века руководители села Ухтым, по требованию вышестоящих властей, в порыве борьбы с религией не допустили ошибку – сломали церковную колокольню. Так началось разрушение ухтымской церкви.
Сначала запретили церковную службу. Игонин Клементий Прохорович, церковный староста, вынужден был жить в деревне Решетники, находившейся в семи километрах от Ухтыма, и ходить в церковь на службу. Вместе со священником Зиновием Поломским пешком ходили в Вятку просить разрешения оставить церковь действующей. Разрешение получили, но службу проводили только по праздникам. Вскоре запретили и это, изгнали церковнослужителей, лишив и их, и прихожан возможности посещать храм, предав его осквернению и забвению. Но жители села по-прежнему верят, что рано или поздно справедливость восторжествует.
Более двух веков отделяет нас от тех великих мастеров - созидателей, которые возвели этот поистине грандиозный памятник архитектуры. Очень жаль, что слишком поздно пришло прозрение, когда этот великолепный храм почти разрушен. И сейчас мы понимаем, что «беспамятно, стыдно живем», знаем, как велико значение тысячелетней русской культуры, какое влияние она оказывает на возрождение духовности русской нации. Церковь в селе Ухтым – это боль и беда вятской глубинки, и упрек всем нам, живущим здесь. Разрушение ухтымской Покровской церкви, к сожалению, продолжается и по сегодняшний день.
В последние десятилетия, хотя и с большим опозданием, по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. И очень хочется верить, что настанет такое время, когда появится возможность говорить и надеяться на возрождение нашей ухтымской церкви. Я думаю, что мое поколение будет трепетно относиться к памятникам культуры и сумеет не только остановить дальнейшее разрушение храма, но и начать его восстановление.
…а мне, не знающей Бога,
хотелось встать на колени:
ни копоть, ни паутина,
ни грязь, ни мусора груды
уже не мешали чувству,
возникшему ниоткуда.
хотелось встать на колени:
ни копоть, ни паутина,
ни грязь, ни мусора груды
уже не мешали чувству,
возникшему ниоткуда.
Более двух веков отделяет нас от тех великих мастеров - созидателей, которые возвели этот поистине грандиозный памятник архитектуры. Очень жаль, что слишком поздно пришло прозрение, когда этот великолепный храм почти разрушен. И сейчас мы понимаем, что «беспамятно, стыдно живем», знаем, как велико значение тысячелетней русской культуры, какое влияние она оказывает на возрождение духовности русской нации. Церковь в селе Ухтым – это боль и беда вятской глубинки, и упрек всем нам, живущим здесь. Разрушение ухтымской Покровской церкви, к сожалению, продолжается и по сегодняшний день.
Там, на высотах птичьего полета
На куполах не блещет позолота –
На колокольне выросла полынь.
На куполах не блещет позолота –
На колокольне выросла полынь.
В последние десятилетия, хотя и с большим опозданием, по всей России восстанавливаются большие и малые храмы. И очень хочется верить, что настанет такое время, когда появится возможность говорить и надеяться на возрождение нашей ухтымской церкви. Я думаю, что мое поколение будет трепетно относиться к памятникам культуры и сумеет не только остановить дальнейшее разрушение храма, но и начать его восстановление.
Покровская церковь – это наша гордость, наше культурное и национальное наследие. И наш гражданский долг - сохранить и передать его новому поколению односельчан. Здесь, на Вятской земле, наши родовые корни. Здесь наша родина. Здесь наш дом. Здесь все знакомо и дорого нам. Мы «от этой земли набираемся силы», той необходимой энергии, которая поможет обрести уверенность в себе, выстоять в трудные минуты жизни. Поэтому у меня, как и у моих односельчан, болит душа за все, что происходит с нашей малой родиной. И я уверена в том, что мы, живущие здесь, должны любить, беречь и благоустраивать эту землю.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (4)