Почему на ФАПЕ нельзя купить лекарство?
О лекарственном обеспечении населения сельских округов Богородского района
Почему на ФАПЕ нельзя купить лекарство?
С 1 сентября 2010 года закрылись аптечные пункты в сельских ФАПах Богородского района. Поэтому в ближайшее время сельское население будет вынуждено закупать лекарственные средства первой помощи в райцентре и впрок. Дабы в случае головной боли или недомогания не бежать к соседу за таблеточкой аспирина.
Почему такое произошло? Где сельские жители будут покупать лекарства? В общем, много вопросов: «Зачем? Почему? И как быть?» - возникает у жителей глубинки. За разъяснением о лекарственном обеспечении населения сельских поселений района мы обратились к директору КОГУП «Богородская Центральная районная аптека №29» Т.П. Шешуковой и к главному врачу Богородской Центральной районной больницы Т.В.Прохоровой.
Т.П. Шешукова:
- С 1 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Кроме того, с 1 сентября 2010 года начал действовать федеральный закон от 27 июля 2010 года № 192 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений».
Документ вносит изменения в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые предусматривают предоставление возможности заниматься фармацевтической деятельностью лицам, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, и работающим в отделениях общей врачебной практики, амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в сельских поселениях, на территории которых отсутствуют аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски).
Выше указанные нормативно-правовые акты определили лекарственное обеспечение жителей сельских поселений с 1 сентября 2010 года.
Медицинские организации (ЦРБ), в состав которых входят лечебно-профилактические учреждения (ФАПы), расположенные в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации, должны иметь лицензии на фармацевтическую деятельность. Для этой цели в период с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года медицинские работники сельских ФАПов обязаны получить дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами. Лечебное учреждение, получившее лицензию на фармацевтическую деятельность, будет организовывать и осуществлять розничную реализацию лекарственных средств сельским жителям непосредственно на приеме у врача или фельдшера. Расчеты с покупателями будут проводиться без применения контрольно-кассовых машин.
Существовавшая до 1 сентября 2010 года организация лекарственного обеспечения населения, проживающего в отдаленных сельских поселениях, на территории которых нет аптечных организаций (ввиду отсутствия персонала с фармацевтическим образованием и по причине экономической нецелесообразности) через ФАПы досталась отечественной фармации в наследство от советской системы здравоохранения. В целях приближения лекарственной помощи к населению определенная часть работы по доставке и розничной реализации лекарственных средств возлагалась на медицинских работников ФАП, которые выполняли свои профессиональные должностные обязанности, в том числе лекарственное обеспечение населения на подведомственной ФАП территории, на условиях договорных отношений с аптекой. На ФАП всегда имелся необходимый ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Аптекой контролировались правила хранения лекарственных средств, сроки реализации и сроки годности. Проводились инвентаризации, осуществлялся контроль выполнения работниками ФАП правил розничной реализации лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска.
Аптечное предприятие несло ответственность за лекарственное обеспечение населения отдаленных сельских поселений. Уместно отметить некоторые показатели, характеризующие лекарственное обеспечение сельского населения до 1 сентября текущего года. Одним из качественных показателей оборота лекарственных средств на селе: в 2010 году по сравнению с 2007 годом этот показатель был увеличен на 209,6%. Все заведующие ФАП ответственно выполняли социальную функцию по лекарственному обеспечению сельского населения. Следует отметить Т.И. Боровикову - зав. Хорошевским ФАП, С.И. Поп - зав. Ухтымским ФАП, Н.П. Чермных - зав. Ошланским ФАП, Н.А. Ашихмину - зав. Таранковским ФАП. В этих округах показатель среднедушевого потребления выше значения среднего по району. Коллектив аптеки благодарит зав. ФАП за качественное оказание услуг по лекарственному обеспечению населения отдаленных сельских поселения Богородского района.
С 1 сентября 2010 года по лекарственному обеспечению населения сельских поселений, на территории которых отсутствуют аптечные учреждения, возложены на лечебно-профилактические учреждения, то есть Центральную районную больницу.
Т.В.Прохорова:
- Вопрос актуальный и спорный, неизвестно как действовать в сложившейся ситуации, так как на данный момент нет нормативной базы. По разъяснениям, полученным в Департаменте здравоохранения Кировской области, немного дополню директора аптеки Татьяну Петровну. В связи с созданием вышеупомянутых законодательных актов работа аптечных пунктов в сельских ФАПах на данный момент приостановлена. Федеральный закон «О лекарственных средствах» однозначно говорит: реализацию лекарственных средств могут производить только аптечные учреждения! Но «стационарную» аптеку или даже аптечный пункт в маленькой деревеньке на несколько домов никто открывать не будет - невыгодно. А для того, чтобы получить лицензию на торговлю лекарственными средствами, необходимо соблюсти ряд требований: качество помещения, оборудование… Также невозможно выполнить требование - наличие специалистов с высшим или средним фармацевтическим образованием. Для каждого ФАПа найти фармацевта - это нереально. Причем у него будет очень небольшая нагрузка, а, соответственно, и зарплата. Поэтому получилось так, что на сегодняшний день реализация лекарственных средств на селе на законных основаниях невозможна.
Но Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 года гласит, что отныне заниматься фармацевтической деятельностью смогут не только лица с фармобразованием, но также сельские врачи и фельдшеры, работающие в таких местах, где отсутствуют аптеки. Возможность пролицензировать аптечные пункты в кратчайшие сроки, не вложив значительных финансовых средств и не обучив персонал, на сегодня отсутствует. Но как только нормативно-правовая база по данному вопросу будет принята, все, что зависит от Богородской ЦРБ, будет сделано незамедлительно.
Почему такое произошло? Где сельские жители будут покупать лекарства? В общем, много вопросов: «Зачем? Почему? И как быть?» - возникает у жителей глубинки. За разъяснением о лекарственном обеспечении населения сельских поселений района мы обратились к директору КОГУП «Богородская Центральная районная аптека №29» Т.П. Шешуковой и к главному врачу Богородской Центральной районной больницы Т.В.Прохоровой.
Т.П. Шешукова:
- С 1 сентября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61 - ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Кроме того, с 1 сентября 2010 года начал действовать федеральный закон от 27 июля 2010 года № 192 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений».
Документ вносит изменения в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые предусматривают предоставление возможности заниматься фармацевтической деятельностью лицам, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, и работающим в отделениях общей врачебной практики, амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в сельских поселениях, на территории которых отсутствуют аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски).
Выше указанные нормативно-правовые акты определили лекарственное обеспечение жителей сельских поселений с 1 сентября 2010 года.
Медицинские организации (ЦРБ), в состав которых входят лечебно-профилактические учреждения (ФАПы), расположенные в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации, должны иметь лицензии на фармацевтическую деятельность. Для этой цели в период с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года медицинские работники сельских ФАПов обязаны получить дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами. Лечебное учреждение, получившее лицензию на фармацевтическую деятельность, будет организовывать и осуществлять розничную реализацию лекарственных средств сельским жителям непосредственно на приеме у врача или фельдшера. Расчеты с покупателями будут проводиться без применения контрольно-кассовых машин.
Существовавшая до 1 сентября 2010 года организация лекарственного обеспечения населения, проживающего в отдаленных сельских поселениях, на территории которых нет аптечных организаций (ввиду отсутствия персонала с фармацевтическим образованием и по причине экономической нецелесообразности) через ФАПы досталась отечественной фармации в наследство от советской системы здравоохранения. В целях приближения лекарственной помощи к населению определенная часть работы по доставке и розничной реализации лекарственных средств возлагалась на медицинских работников ФАП, которые выполняли свои профессиональные должностные обязанности, в том числе лекарственное обеспечение населения на подведомственной ФАП территории, на условиях договорных отношений с аптекой. На ФАП всегда имелся необходимый ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Аптекой контролировались правила хранения лекарственных средств, сроки реализации и сроки годности. Проводились инвентаризации, осуществлялся контроль выполнения работниками ФАП правил розничной реализации лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска.
Аптечное предприятие несло ответственность за лекарственное обеспечение населения отдаленных сельских поселений. Уместно отметить некоторые показатели, характеризующие лекарственное обеспечение сельского населения до 1 сентября текущего года. Одним из качественных показателей оборота лекарственных средств на селе: в 2010 году по сравнению с 2007 годом этот показатель был увеличен на 209,6%. Все заведующие ФАП ответственно выполняли социальную функцию по лекарственному обеспечению сельского населения. Следует отметить Т.И. Боровикову - зав. Хорошевским ФАП, С.И. Поп - зав. Ухтымским ФАП, Н.П. Чермных - зав. Ошланским ФАП, Н.А. Ашихмину - зав. Таранковским ФАП. В этих округах показатель среднедушевого потребления выше значения среднего по району. Коллектив аптеки благодарит зав. ФАП за качественное оказание услуг по лекарственному обеспечению населения отдаленных сельских поселения Богородского района.
С 1 сентября 2010 года по лекарственному обеспечению населения сельских поселений, на территории которых отсутствуют аптечные учреждения, возложены на лечебно-профилактические учреждения, то есть Центральную районную больницу.
Т.В.Прохорова:
- Вопрос актуальный и спорный, неизвестно как действовать в сложившейся ситуации, так как на данный момент нет нормативной базы. По разъяснениям, полученным в Департаменте здравоохранения Кировской области, немного дополню директора аптеки Татьяну Петровну. В связи с созданием вышеупомянутых законодательных актов работа аптечных пунктов в сельских ФАПах на данный момент приостановлена. Федеральный закон «О лекарственных средствах» однозначно говорит: реализацию лекарственных средств могут производить только аптечные учреждения! Но «стационарную» аптеку или даже аптечный пункт в маленькой деревеньке на несколько домов никто открывать не будет - невыгодно. А для того, чтобы получить лицензию на торговлю лекарственными средствами, необходимо соблюсти ряд требований: качество помещения, оборудование… Также невозможно выполнить требование - наличие специалистов с высшим или средним фармацевтическим образованием. Для каждого ФАПа найти фармацевта - это нереально. Причем у него будет очень небольшая нагрузка, а, соответственно, и зарплата. Поэтому получилось так, что на сегодняшний день реализация лекарственных средств на селе на законных основаниях невозможна.
Но Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 года гласит, что отныне заниматься фармацевтической деятельностью смогут не только лица с фармобразованием, но также сельские врачи и фельдшеры, работающие в таких местах, где отсутствуют аптеки. Возможность пролицензировать аптечные пункты в кратчайшие сроки, не вложив значительных финансовых средств и не обучив персонал, на сегодня отсутствует. Но как только нормативно-правовая база по данному вопросу будет принята, все, что зависит от Богородской ЦРБ, будет сделано незамедлительно.
газета "ЗАРЯ" от 30,09,2010
Светлана ЧИПИЛЁВА.
Обсудить
Читайте также:
Комментарии (7)